КОМ-партия

Министерство энергетики предлагает значительно ужесточить правила проведения конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2015 год: отменить потолки цен в зонах свободного перетока, усложнить получение статуса вынужденного генератора, ввести «возрастной ценз» для старых энергоблоков и по-другому рассчитывать стоимость мощности. Генераторы восприняли предложения в штыки и апеллируют к будущему профициту мощности в ЕЭС, который должен обеспечить конкуренцию на рынке.

КОМ-партия

Проведение первого долгосрочного отбора мощности на несколько лет вперёд, которое, как предполагалось, могло состояться в этом году, вновь отложено. Впрочем, это не единственное изменение, которое может ждать генерирующие компании в части платежей за мощность в 2015 году.

Полурынок

Конкурентный отбор мощности – это выбор энергоблоков, которые будут получать плату за мощность в наступающем году и определение цены поставки этой мощности (что, по сути, является платой за готовность к работе). Благодаря отбору на КОМ генераторы получают с рынка средства, необходимые для поддержания постоянной готовности электростанций и проведения ремонтов. Для потребителей наличие оплаченной мощности означает, что они получат требуемую им электроэнергию.

Условия на рынке мощности не равны: часть генерации отбирается в обязательном порядке, минуя прямую конкуренцию в ходе КОМ. Это касается атомных и гидрогенерирующих энергоблоков, а также новых мощностей, построенных по договорам о поставке мощности (ДПМ). По факту обязательный отбор проходят также ТЭЦ, работа которых критична для энергосети или теплоснабжения потребителей. Остальные участники КОМ конкурируют по своим ценовым заявкам в зонах свободного перетока (ЗСП) – участках энергосистемы, где нет ограничений по передаче мощности. В некоторых ЗСП ежегодно вводятся так называемые price cap – ценовые потолки, определяющие предельную стоимость мощности.

Продырявить потолок

О том, что КОМ на 2015 год будет изменён, заявил замминистра энергетики Вячеслав Кравченко на ежегодной конференции газеты «Ведомости». Среди важных изменений, предложенных министерством, – отмена price cap во всех зонах свободного перетока. Для сравнения: в ходе отбора мощности на 2014 год ценовые потолки действовали в 16 из 21 ЗСП.

Одновременно с отменой потолков Минэнерго предлагает поменять расчёт цены мощности, осуществляя его по самой дорогой заявке из 80% мощностей, востребованных рынком (на 2014 год действовали уровни в 85% в первой ценовой зоне, 90% – во второй). Для тех, чья мощность стоит дороже, возможны два варианта: получение статуса «вынужденного генератора» (если работа энергоблока критична для потребителей) или же неотбор в ходе КОМ, то есть неполучение платы за мощность в очередном году.

«КОМ надо делать более конкурентным, и с этой точки зрения отказ от price cap – правильная вещь. Но в то же время имеет смысл сокращать число зон свободного перетока, чтобы конкуренция происходила среди большего количества мощностей и сложившиеся цены лучше отражали баланс спроса и предложения», – считает аналитик по электроэнергетике Deutshe Bank Дмитрий Булгаков.

Чтобы снизить количество «вынужденных генераторов по теплу» (когда энергоблок нужен для теплоснабжения потребителей), а также простимулировать изменения в теплоснабжении, в предложениях министерства закреплено значительное усложнение получения данного статуса с 1 января 2016 года.

В 2014 году статус «вынужденных генераторов» получили 7,7 ГВт мощности, на КОМ было отобрано 160 ГВт, а в целом с учётом АЭС, ГЭС и ДПМ-проектов рынок оплатил в 2014 году 188,6 ГВт мощности. То есть «вынужденной» мощности в российской энергосистеме в настоящий момент около 4%.

Несмотря на значительный объём «вынужденной генерации», изменения в этой части нужны, уверен Дмитрий Булгаков. В последние годы наблюдается очевидная тенденция к росту числа «вынужденных генераторов», что не может не беспокоить регулятора. «Идея, чтобы «вынужденных по теплу» не было, правильная. То, что местные власти не позволяют закрывать неэффективные блоки в силу перекрёстного субсидирования, искажает рынок мощности», – говорит эксперт.

В список предложений Минэнерго также входит ограничение сроков ремонтов оборудования, изменение условий учёта мощности ГЭС (в зависимости от водности года), изменение системы определения готовности энергоблока к работе и т. д. Также министерство хочет ввести возрастной ценз для участия в КОМ: энергоблоки старше 55 лет с коэффициентом использования установленной мощности менее 30% предлагается вообще не допускать к отбору.

Очевидно, что Минэнерго заинтересовано в снижении цены мощности и повышении её «качества» (то есть эффективности энергоблоков), однако сами генераторы с такими методами регулятора не согласны.

Расчётное сопротивление

Предложенные изменения Минэнерго энергетики восприняли в штыки. Так, глава «Газпром энергоходинга» и член наблюдательного совета НП «Совет производителей энергии» Денис Фёдоров направил в министерство письмо с критикой предложений, сообщила газета «Ведомости».

Генераторы опасаются, что в случае реализации предложений по отмене price cap и снижения планки «отсекания» цены до 80% в некоторых ЗСП может сложиться нулевая цена на мощность. Дело в том, что ФАС обязала некоторые электростанции подавать на КОМ ценопринимающие заявки (то есть обязательство поставить мощность по любой цене). И если объём таких заявок покроет спрос, что может случиться в небольших по размеру ЗСП, цена действительно будет нулевой. А это убытки и рост аварийности, цитирует газета господина Фёдорова.

Энергетики считают неправильным увеличивать регулируемый сектор до 20%, уверяя, что сыграет свою роль конкуренция: по расчётам специалистов, в ближайшие годы предложение мощности будет серьёзно превышать спрос. Это произойдёт за счёт замедления темпов потребления, а также отсутствия работающих процедур вывода из эксплуатации устаревшего и неэффективного оборудования в условиях своевременного ввода новых генерирующих объектов по ДПМ, полагает зампред правления «Системного оператора ЕЭС» Фёдор Опадчий, ссылаясь на умеренный сценарий прогнозирования спроса на мощность в 2015–2019 годах.

Помимо этого, генераторы критикуют и «возрастной ценз» допуска на КОМ, и ограничение по срокам ремонтов, и резкое исключение перекрёстного субсидирования по теплу из цены мощности – то есть практически все поправки, предложенные министерством.

Опасения энергетиков понятны: по словам Вячеслава Кравченко, КОМ на 2015 год может не пройти (а значит, не быть оплаченным) 16−18 ГВт генерирующих мощностей, что в пять-шесть раз больше, чем годом ранее (в 2014 году было не отобрано чуть более 3 ГВт, в основном из-за превышения предложения над спросом).

На чём «сторгуются» генераторы и правительство в части КОМ на 2015 год, скоро станет понятно: если Минэнерго хочет успеть ввести поправки к очередному коммерческому отбору мощности, найти компромисс с энергетиками нужно в течение трех-четырех месяцев.



Автор: Анна Милина

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28