Электрические сети: укрупнение вместо частного управления

Российская электроэнергетика вновь заинтересовала крупных частных инвесторов. Об этом свидетельствует желание АФК «Система» взять в управление входящую в холдинг «Россети» «МРСК Центра». Компания обратилась с соответствующей просьбой в правительство. Однако шансов на её удовлетворение немного по двум причинам. Во-первых, «МРСК Центра» – одна из наиболее эффективных компаний «Россетей». Во-вторых, сам госхолдинг намеревается консолидировать все активы МРСК в целях создания эффекта масштаба и сокращения за счёт этого постоянных издержек и капитальных затрат.

Электрические сети: укрупнение вместо частного управления

Сети давно привлекают различных потенциальных инвесторов. Ещё до завершения реформы РАО «ЕЭС России» активно шли разговоры о том, чтобы приватизировать некоторые межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), желательно с привлечением зарубежных инвесторов, которые привнесли бы не только деньги, но и управленческий опыт.

Для привлечения инвестиций предлагалось перевести все сети на долгосрочную систему тарифного регулирования по методу доходности на инвестированный капитал – так называемый RAB (Regulatory Asset Base).

После того как система начала внедряться в 2010–2011 годах, в регионах начались протесты против чрезмерного роста тарифов на передачу электроэнергии, в результате чего тарифы были скорректированы так называемым методом сглаживания, то есть распределения возврата инвестиций на более длительный срок.

В 2012 году холдинг «МРСК» (прежнее название компании «Россети», до присоединения к холдингу Федеральной сетевой компании) передал в управление французской компании ErdF (подразделение EDF) одно из своих дочерних обществ – Томскую распределительную компанию. В холдинге этот опыт признали неудачным, и в июле 2015 года решением собрания акционеров ТРК полномочия управляющей организации были прекращены. Решающую роль в этом вопросе сыграла девальвация российской валюты – договор на управление был заключён в евро. По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, плата за управление оказалась высокой по сравнению с результатом.

Отметим, что у АФК «Система» есть опыт управления сетями. Компания владеет Башкирской электросетевой компанией (БЭСК), которая в 2012 году была выделена из «Башкирэнерго». Однако масштабы деятельности этой компании существенно меньше, чем у «МРСК Центра». В пресс-службе АФК отказались комментировать интерес холдинга к «МРСК Центра».

Сам по себе интерес частных инвесторов к электросетевому комплексу выглядит как позитивный сигнал для отрасли в целом. Понятно, что в условиях обсуждаемой отмены RAB-регулирования или же как минимум существенного ограничения роста тарифов единственной возможностью зарабатывать на передаче электроэнергии станет серьёзный рост эффективности.

Передача в управление в целом показала хороший результат на примере генерации. Основной потенциал роста эффективности в сетевом комплексе, по мнению руководителя группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Натальи Пороховой, заключается в контроле за капитальными издержками, снижении потерь и росте показателей качества (в частности, снижении времени отключений).

«МРСК Центра» наряду с МОЭСК и «Тюменьэнерго», по мнению эксперта, относится к наиболее сильным с точки зрения финансовой устойчивости (объёма прибыли и уровня долга) компаниям холдинга «Россети».

Кроме того, она является единственной из «большой тройки», для которой хотя бы теоретически открыта возможность прихода стратегического инвестора. В случае с МОЭСК мог бы вмешаться второй крупнейший после «Россетей» акционер – Газпром. А «Тюменьэнерго» отличается невысокими потерями, поскольку обслуживает нефтяную и газовую промышленность, закупающую большие объёмы электроэнергии на высоких уровнях напряжения (в числе клиентов компании – «Роснефть», «Сургутнефтегаз», Газпром и др.)

В составе «Россетей» есть и слабые с финансовой точки зрения компании, в их числе – «МРСК Северного Кавказа», «МРСК Юга», «Янтарьэнерго». Интереса к этим активам крупные частные инвесторы до сих пор не проявляли.

Стратегия развития электросетевого комплекса изначально предусматривала возможности приватизации распределительных сетей. Однако в настоящее время она предполагает консолидацию активов на базе «Россетей».

«Консолидация сетей – одна из ключевых задач, которую решает Минэнерго России в рамках обозначенной стратегии развития отечественного электросетевого комплекса», – рассказали порталу «Переток» в пресс-службе Минэнерго России. Там также добавили, что укрупнение сетей, по мнению министерства, позволит более последовательно проводить мероприятия по модернизации электросетевого хозяйства, что уменьшит потери в сетях и в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности их функционирования.

В то же время в «Россетях» сообщили, что оснований для передачи в управление какого-либо дочернего общества госхолдинга в настоящий момент нет, поскольку именно консолидация электросетевых активов позволяет улучшать производственные показатели. «Операционные расходы «Россетей» упали на 3,8% за 2013–2015 годы при росте выручки на 1,4%. Однако это достигается преимущественно за счёт централизации и эффекта масштаба», – отмечает Наталья Порохова.

Кстати

По итогам 2015 года уровень потерь в сетях дочерних компаний «Россетей» снизился до 9,22%. Сократилось число и технологических нарушений: в сетях от 6 кВ и выше – на 22%, в сетях от 110 кВ и выше – на 16%.

Таким образом, крупнейшие электросетевые активы в ближайшем будущем вряд ли отойдут в управление или собственность частным инвесторам.

Между тем услуга по управлению электросетевыми активами может стать востребованной в процессе консолидации рынка территориальных сетевых организаций (ТСО), которую проводит Минэнерго России.

Ещё в начале 2015 года в России насчитывалось более трёх тысяч ТСО, значительная часть которых была создана не как бизнес по оказанию услуг передачи электроэнергии, а для получения тарифа почти «из воздуха».

Цифра

Около 1900 ТСО осталось к концу первого полугодия 2016 года

В конечном счёте существование таких небольших компаний приходится оплачивать потребителю.

Собственники электросетевых объектов, утратившие статус ТСО, вправе самостоятельно определить дальнейшую судьбу принадлежащих им электросетевых активов. Например, они могут передать объекты электросетевого хозяйства в срочное владение и пользование другой ТСО либо полностью избавиться от электросетевого имущества, продав его заинтересованному покупателю.

Как считают в Ассоциации «НП ТСО», если на рынке будет несколько крупных высокоэффективных игроков и средние компании, у регуляторов сохранятся ориентиры для сравнительного анализа уровня затрат, надёжности и качества обслуживания потребителей услуг электросетевых организаций. «По итогам 2015 года, например, можно отметить, что у ряда компаний, которые управляются частными инвесторами, достаточно низкий уровень удельных затрат на условную единицу оборудования», – отметила директор департамента по связям с органами власти Ассоциации «НП ТСО» Наталья Готова.

По её мнению, процесс укрупнения в электрических сетях позволит повысить эффективность ТСО за счёт сокращения некоторых управленческих функций, а следовательно, сокращения затрат на фонд оплаты труда. Также важно, что более крупные компании могут получать кредитное финансирование по более низкой ставке. Кроме того, эффект синергии может возникнуть при объединении расположенных рядом активов, что позволит более эффективно планировать загрузку и строительство электросетевых объектов.


Автор: Леонид Хомерики

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57