DR – новый механизм на ОРЭМ

Баланс производства и потребления в энергосистемах многих стран обеспечивается не только загрузкой генерирующих мощностей, но и снижением потребителями своей нагрузки тогда, когда это экономически выгодно. Во всём мире объём этого «рынка мощности потребителей» в 2016 году составят, по оценкам экспертов, 39 ГВт, из которых 28 ГВт – на территории Северной Америки. В России также запускается механизм управления спросом потребителей, но в связи с особенностями развития ЕЭС, на такие объёмы, как в США, он в ближайшие годы не выйдет.

DR – новый механизм на ОРЭМ

Экономическое управление спросом потребителей (англ. – demand response, DR) начало применяться в США в 70-е годы в рамках «Программы по рационализации спроса», направленной на сбережение электроэнергии и более эффективную загрузку мощностей. Регуляторы придумали правила, стимулирующие предприятия сокращать своё потребление в пиковые периоды спроса – либо совсем останавливая производство в эти часы, либо перенося основную нагрузку на другое, менее пиковое время.

В отличие от аварийного управления, при котором потребители вынужденно отключаются в случае необходимости восстановить баланс в энергосистеме, demand response подразумевает, что потребитель добровольно снижает своё энергопотребление в те моменты, когда сигналы с рынка говорят о выгодности такого ограничения.

Tesla как участник опта

Механизм demand response активно развивался с 70-х годов во всём мире, но в первую очередь – в США. По данным аналитической компании Navigant Research, в 2015 году рынок DR составил $2 млрд, а к 2023 году он вырастет до $12,8 млрд. Из общемировых DR-мощностей в 39 ГВт (прогноз Navigant Research на 2016 год), 28 ГВт (72%) работают на территории Северной Америки. Дело в том, что в США из-за особенностей формирования системы электроэнергетики (независимых энергосистем, включающих один или несколько штатов с децентрализованным управлением) остро стояла проблема сбалансированности спроса и предложения, так как дефицит резерва ограничивал возможность манёвра. Энергосистемы в штатах начали укрупняться и объединяться только в последние десятилетия.

Кстати

На территории США функционируют несколько независимых рынков электроэнергии, существенно различающихся по географии (некоторые включают несколько штатов, другие находятся в пределах одного штата), структуре рынка, принятым стандартам и механизмам торговли, составу участников и другим показателям. Крупнейшими являются PJM и MISO.
Сегодня в США свои мощности для рынка demand response предоставляют не только промышленные и коммерческие потребители, но и домохозяйства (около 25% мощностей). Кроме того, используются объединённые распределённые ресурсы потребителей. Так, в январе текущего года энергокомпания штата Калифорния провела первый аукцион мощности с участием DR-мощностей потребителей. Это было сделано для того, чтобы дать возможность участвовать в оптовом рынке широкому кругу распределённых энергоресурсов – начиная с систем хранения электроэнергии (электрических батарей) до электромобилей. Так что вполне вероятно, что автомобили Tesla, широко представленные в Калифорнии, могут влиять на цену местного оптового рынка.

По данным «Системного оператора ЕЭС», в Европейском союзе рынок DR полноценно работает во Франции, Бельгии, Швейцарии, Великобритании, Ирландии и Финляндии. Частично его элементы внедрены в Швеции и Норвегии. Идёт подготовка к запуску в Германии, Дании и Польше. Программы DR внедряются также Австралии и Новой Зеландии. Например, в Австралии распространены договоры энергокомпаний с крупными промышленными потребителями на увеличение энергопотребления в непиковые часы. Потребители получают положительный экономический эффект за счёт экономии на расходах, а энергосистема в целом – более ровный график производства и потребления.
Кстати
В ЕС участие в DR возможно как путём выполнения потребителями команд «Системных операторов», так и при применении автоматизированных программ DR, предоставляемых сторонними провайдерами на рынке.
В Китае, энергосистема которого является крупнейшей в мире, DR развивается в рамках проектов по созданию в стране интеллектуальной сети (Smart Grid). Пилотные проекты DR были запущены в Пекине, Шанхае и некоторых других городах с 2014 года. По оценкам экспертов, DR в Китае имеет большие перспективы. «В каждой из стран DR имеет свои особенности, определяемые спецификой̆ рынка электроэнергии, наличием или отсутствием рынка мощности, возможностями участия в рынках потребителей̆, а также целями программ DR и уровнем их развития», – отмечают в «Системном операторе ЕЭС».

DR в ЕЭС России

По прогнозам Navigant Research, DR-мощности в мире к 2025 году вырастут в 3,7 раза – до 144 ГВт. Свою «копеечку» внесёт и Россия: с 2015 года ценозависимое управление спросом запущено и в РФ. В июле вышло постановление Правительства № 699, предусматривающее включение механизма ценозависимого потребления в процедуры конкурентного отбора мощности (КОМ) и рынка на сутки вперёд (РСВ).

Цель demand response в России – сгладить пики потребления, дав потребителям возможность и стимул участвовать в обеспечении баланса спроса и предложения на энергорынке. Для «Системного оператора ЕЭС» это означает, что в пиковые периоды спроса можно будет не «поднимать» самые неэффективные мощности. Для рынка в целом это приведёт к снижению цен как на РСВ, так и на КОМ.

Дело в том, что в пиковые часы для покрытия спроса приходится привлекать в том числе самые дорогие и неэффективные генерирующие объекты. Если сократить требуемые в пик мощности, стоимость цен на электроэнергию снижается, причём существенно: по данным руководителя группы исследований и прогнозирования АКРА Натальи Пороховой, в пиковые часы на РСВ цены в среднем на 60% выше, чем ночью. «В среднем в пиковые часы на 1% роста пикового потребления цена растёт на 4,8%», – сказала она. По расчётам «Системного оператора», разгрузка потребителей всего на 50 МВт в течение 3 часов в рабочий̆ день приводит к эффекту более 1 млн рублей в целом на РСВ.

Снижение цен, если падает потребление, – это работа рыночных механизмов. Но до введения механизма DR, несмотря на наличие реального экономического эффекта для всех потребителей, его доля, приходящаяся на конкретного участника, была заведомо недостаточна для активных действий. В случае с новым инструментом, помимо снижения цен на РСВ, потребители получат сокращение затрат на покупку мощности. «Покупатель с ценозависимым потреблением берёт на себя обязательства по разгрузке в часы максимальных цен на РСВ, при этом для такого покупателя уменьшается объём покупки мощности», – пояснил начальник Управления развития конкурентного ценообразования Ассоциации «НП Совет рынка» Максим Русаков. Кроме того, заявки ценозависимых потребителей будут учитываться в КОМ начиная с 2020 года, пусть незначительно, но снижая общий уровень цены мощности в течение года.

Кстати

DR пополнил перечень инструментов оптового рынка, в числе которых РСВ, балансирующий рынок, КОМ и рынок услуг по предоставлению системной надёжности.
Внедрение механизма ценозависимого потребления в ЕЭС России будет осуществляться в два этапа. В рамках первого этапа – в период с 2017 по 2019 год – «Системный оператор» сформирует перечень ценозависимых покупателей на основании их заявлений. Участие в этом этапе не предполагает принятия обязательств на рынке мощности. На втором этапе, с 2020 года, участники DR-программы будут определяться по результатам общего с генераторами КОМ. Уже в 2016 году обеспечена возможность участия таких потребителей в КОМ, проводимом на 2020 год.

Чтобы участвовать в DR, потребитель должен быть участником оптового рынка, удовлетворять определённым показателям потребления и главное – иметь возможность перераспределять нагрузку внутри суток без ухудшения показателей технологического процесса. Регуляторы уверяют, что никакие прямые дополнительные затраты для потребителей не потребуются – им не потребуется устанавливать специальную аппаратуру или автоматику. Снижать потребление предприятия будут самостоятельно, но в случае отказа выполнить команду СО, они заплатят штраф, аналогичный тому, что платят генераторы за непоставку мощности: стоимость обязательств плюс 25%.

Кстати

Снижение потребления электроэнергии может осуществляться за счёт использования локальных источников энергоснабжения потребителя (в том числе резервных генерирующих объектов, накопителей энергии и др.), регулирования интенсивности работы двигателей насосно-перекачивающих систем, изменения настроек систем кондиционирования или холодильных установок, изменения или остановки производственного цикла, частичного отключения освещения и других действий.
Источники «Перетока» на рынке говорят, что участием в DR интересуется «Русал». В свою очередь директор фонда энергетического развития Сергей Пикин сказал, что возможность регулировать своё производство есть у многих энергоёмких производств, например в химической отрасли.

«Системный оператор» не ожидает ажиотажа потребителей при проведении КОМ на 2020 год, говоря о том, что принять долгосрочные обязательства без опыта практического участия непросто. «Поэтому мы ожидаем активное участие потребителей в механизме DR на этапе 2017–2019 годов, это позволит им получить практический опыт. Кроме того, для переходного периода не предусмотрена необходимость предоставления потребителями финансового обеспечения», – пояснили в «Системном операторе». «СО ЕЭС» ожидает, что на КОМ потребители в значимых объёмах придут начиная с отбора на 2021 год.

Эксперты поддерживают введение DR в России. По словам Сергея Пикина, ценозависимое управление спросом – позитивная инициатива, направленная на оптимизацию работы рынка в целом. Генерирующие компании в свою очередь говорят, что к внедрению demand response на российском рынке необходимо относиться аккуратно. Низкие цены на РСВ и КОМ и так не дают источников для модернизации «старых» мощностей, отмечают представители генерации. Источники «Перетока» на рынке также отмечают, что механизм теоретически может дать крупным потребителям возможность манипуляции ценами на РСВ. Однако в «Системном операторе» говорят, что работают над инструментами, снижающими возможность такого манипулирования.

Впрочем, опасаться значительных объёмов ценозависимых потребителей в ближайшие годы не стоит. Во-первых, при подаче заявлений на КОМ постановлением правительства объём потребителей ограничен всего 1%. Во-вторых, напрямую на опте сегодня работают не более 25 потребителей (согласно реестру на сайте «Совета рынка», хотя, строго говоря, запрета на участие в DR через частный энергосбыт нет). В-третьих, для потребителей всё решают экономика и ценовые сигналы с РСВ, а в целом в ЕЭС сегодня нет недостатка с предложением достаточно недорогой генерации.


Автор: Анна Милина

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57